Главная \ Сведения о техникуме \ Образование \ Аннотации к рабочим программам дисциплин

Аннотации к рабочим программам дисциплин

Аннотации к рабочим программам дисциплин.

Примерная основная профессиональная образовательная программа по специальности 060501 «Сестринское дело», базовой подготовки (далее – ПОПОП) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 060501 «Сестринское дело»,  утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12.09.2009 года № 589 (зарегистрирован Минюст 11.12.2009, регистрационный № 15542). По результатам рецензирования Примерная основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 0605012 «Сестринское дело» (базовая подготовка) рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для разработки основных профессиональных образовательных программ в образовательных учреждениях, реализующих ФГОС СПО по специальности 060501 Сестринское дело (базовая подготовка). Основание: Протокол заседания президиума Экспертного совета по  профессиональному образованию ФГАУ «ФИРО» от 14 февраля 2012 г. № 1.

Рабочие программы составлены на основе примерных в соответствии с учебным планом.

Английский язык

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО (базовый уровень подготовки).Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Английский язык» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.В результате изучения учебной дисциплины «Английский язык» обучающийся должен знать:– лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 232,  в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 172 часов;самостоятельной работы обучающегося 60 часов.2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины «английский язык» 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 232
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 172
в том числе:  
практические занятия 163
контрольные работы 9
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 60
в том числе:  
портфолио обучающегося или учебно-контрольный файл 30
реферат, проект, домашняя работа и т.п. 30 
Итоговая аттестация в форме зачета 

История

Область применения программы 

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

Задачи:

– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;

– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XXвека в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;

– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;самостоятельной работы обучающегося 24 часа.2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины «история»2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы *

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:  
лабораторные занятия
практические занятия 44
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
в том числе:  
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)не предусмотрено
Подготовка практикоориентированных работ проектного характера 4
домашняя работа 20
Итоговая аттестация в форме зачета 

 

 Основы философии

Область применения программы.

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;- сущность процесса познания;- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;самостоятельной работы обучающегося 24 часа.2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Основы философии»2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:  
лабораторные занятия
практические занятия 34
контрольные работы 6
курсовая работа (проект)                не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
в том числе:  
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)не предусмотрено
Подготовка практикоориентированных работ проектного характера 4
домашняя работа 20
Итоговая аттестация в форме зачета 

Физическая культура

Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям  СПО, в рамках реализации ОПОП СПО

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО углублённой подготовки.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:-использовать физкультурно-оздоровительную деятельность  для укрепления  здоровья,  достижения жизненных и профессиональных целей.В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:- о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека;- основы здорового образа жизни.

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  476  часов (4 часа в неделю), в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  238  часов (2 часа в неделю);самостоятельной работы обучающегося  238  часов (2 часа в неделю).В зависимости от специальности может быть изменение общей трудоёмкости дисциплины «Физическая культура» за счёт изменения трудоёмкости не обязательных разделов программы.Настоящая программа является примерной, и позволяет  образовательному учреждению в процессе проведения занятий по физической культуре  с учётом  материально-технических условий, учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения выбирать из предлагаемых видов спорта те, которые могут быть наиболее эффективно использованы для формирования общих и профессиональных компетенций  студентов.Программой  предусмотрено одно вводное  лекционное  занятие, все остальные предусмотренные программой теоретические сведения сообщаются в ходе проведения практических занятий.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 476
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 238
в том числе:  
лабораторные работы - не предусмотрено  
практические занятия 236
контрольные работы – не предусмотрено  
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 238
в том числе:  
1. Внеаудиторная самостоятельная работа организуется  в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, не менее 2 часов в неделю. Проверка эффективности данного вида самостоятельной работы организуется в виде анализа результатов выступления на соревнованиях или сравнительных  данных начального и конечного тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств.   
Итоговая аттестация в форме                                                                    зачёта

 Основы латинского языка с медицинской терминологией. 

Изучение данной дисциплины необходимо для понимания медицинской терминологии, используемой во всем профессиональном цикле (общепрофессиональные дисциплины и профессиональные  модули).  Так как латинский язык является профессиональным языком медицины, использование латинских терминов при ведении документации, выписывании рецептов, профессиональном общении и пр. считается обязательным атрибутом специалиста.

Анатомия и физиология человека. 

Основной целью дисциплины «Анатомия и физиология человека» является приобретение студентами системы знаний по анатомии и нормальной физиологии, необходимых для дальнейшего изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Сочетание морфологических (анатомия) и функциональных (физиология) подходов дает возможность изучить функционирование организма человека,  отдельных органов и систем, что служит базой для понимания механизма развития болезненных процессов. Психические, соматические и вегетативные функции организма изучаются в  связи между собой, в процессе регуляции и приспособления к внешней среде. В результате  студент получает целостное представление об организме как единой саморегулирующейся системы с присущими биологическими и психо-социальными потребностями и мотивациями, от степени удовлетворения которых зависит здоровье человека – состояние полного психического, физического и социального благополучия.

Основы патологии. 

Изучение дисциплины формирует знания о морфологических процессах, происходящих в клетках, межклеточном пространстве, тканях, органах и системах органов при различных заболеваниях и патологических состояниях. Приобретенные знания лежат в основе понимания не только  механизмов развития различных заболеваний, но и способов эффективного оказания помощи,  лечения и организации целесообразного сестринского ухода за пациентами.

Генетика человека  с основами медицинской генетики. 

Данная дисциплина  помогает понять взаимодействие биологических и средовых факторов в сохранении здоровья иразвитии заболеваний  человека. Как общепрофессиональная дисциплина, генетика человека является базисом, на котором строится изучения междисциплинарных курсов и профессиональных модулей, осознанное формирование профессиональных компетенций, в частности, относящихся к модулю «Проведение профилактических мероприятий».

Гигиена и экология человека. 

Изучение дисциплины направлено на формирование знаний и умений, имеющих практическое значение в работе медицинской сестры в части соблюдения санитарно-гигиенического режима и проведение работы с пациентом, направленной на формирование здорового образа жизни (профессиональные компетенции по ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий» и ПМ 04 «Выполнение работы по профессии «Младшая медицинская сестра»

Основы микробиологии и иммунологии. 

Изучение дисциплины способствует приобретению знаний, необходимых не только для понимания механизмов развития инфекционных заболеваний, но и являющихся важными составляющими при формировании большинства профессиональных медсестринских компетенций, происходящего в ходе изучения всех профессиональных модулей ПОПОП.

Фармакология. 

Изучение дисциплины обусловлено необходимостью  для медицинской сестры ориентироваться в основных вопросах применения лекарственных  средств, средств по уходу за больными и пр., знать показания и противопоказания к применению лекарственных средств, характер их взаимодействия, побочные действия, а также возможности их применения  как при  выполнении врачебных назначений (ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»), так и при выполнении независимых сестринских вмешательств (ПМ 04. Выполнение работ по профессии «младшая медицинская сестра»).

Общественное здоровье и здравоохранение.

Дисциплина направлена на воспитание социальной, экономической грамотности студентов, а также рассматривает вопросы нормативных законодательных актов, регламентирующих деятельность медицинской сестры. Дает понимание роли и места выбранной профессии в системе здравоохранения в целом.

Психология. 

Примерная программа направлена на изучение основных положений психологической науки и на овладение базовыми приемами и методами самосовершенствования и работы с людьми, что необходимо медицинской сестре для достижения жизненного успеха, повышения коммуникативной компетенции при непосредственной работе и общении с людьми. Освоенная дисциплина дает возможность медицинской сестре организовывать работу в команде, налаживать продуктивное общение, грамотно проводить психопрофилактическую и психогигиеническую работу с пациентами и со здоровыми людьми, оценивать психоэмоциональное состояние и оказывать себе и окружающим первичную психологическую помощь и разрабатывать перспективные программы саморазвития.

Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Учебный материал данной дисциплины направлен на быструю адаптацию молодого специалиста  в реальную профессиональную и социальную среду.

Профессиональный модуль ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий предусматривает всестороннюю теоретическую и практическую подготовку специалиста, способного качественно и профессионально проводить профилактическую работу среди населения, стать популяризатором  здорового образа жизни.  Освоение модуля направлено на формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание (просвещение) населения;

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.Модуль состоит из трех междисциплинарных курсов: «Здоровый человек и его окружение», «Основы профилактики», «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению».

В ходе освоения МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение»  детально изучаются физиологические,  психологические, социальные особенности и потребности  в различные периоды человеческой жизни. Формируются профессиональные знания, касающиеся вопросам здорового образа жизни, профилактики заболеваний и нарушений.

МДК 01.02 «Основы профилактики» посвящен освоению различных методов популяризации медицинских знаний среди населения, что особенно значимо в связи с реализацией в настоящее время Концепции развития здравоохранения до 2020 г., большое значение в которой отведено пропаганде здорового образа жизни как одного из способов улучшения демографического положения в Российской Федерации.

МДК 01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению» предусматривает теоретическую и практическую подготовку специалиста первичного звена системы здравоохранения.  Предусмотрено знакомство с работой различных  подразделений учреждений амбулаторного типа, осуществление видов деятельности медсестры участковой (медсестры участковой педиатрической). Закрепление полученных знаний и  профессиональных навыков осуществляется на учебной и производственной практиках. Модуль рекомендован для освоения на втором курсе.

Профессиональный модуль ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах  предусматривает всестороннюю теоретическую и практическую подготовку специалиста, способного качественно и профессионально работать с пациентами в лечебно-профилактических учреждениях различного типа. Модуль направлен на формирование профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

В составе модуля 2 междисциплинарных курса:  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях и  Основы реабилитации.

В МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», в котором изучаются особенности течения различных заболеваний и поражений, способы оказания помощи пациенту, роль сестринского персонала в диагностическом и лечебном процессе и пр., особо   подчеркивается важность дифференцированного, индивидуального  подхода при обеспечении сестринского ухода каждому конкретному больному. Происходит дальнейшая отработка выполнения простых медицинских услуг (сестринских манипуляций). В процессе освоения профессионального модуля формируется дидактическая преемственность в техническом, теоретическом и клиническом аспекте.

Эта логика сохраняется и при освоении МДК 02.02 «Основы реабилитации», в котором особо важным становится понимание специалистом важности  индивидуального подхода, так как основным условием успеха реабилитации является формирование и осуществление  индивидуальной реабилитационной траектории пациента.

По окончанию освоения модуля  медицинская сестра готова работать в составе лечебной или реабилитационной команды, выполняя все необходимые виды деятельности в отношении каждого конкретного паци­ента.

Профессиональный модуль ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях предусматривает всестороннюю теоретическую и практическую подготовку специалиста, способного эффективно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в любы условиях, а также профессионально работать в составе команды, обеспечивающей  медицинскую помощь при катастрофах и стихийных бедствиях. В результате освоения модуля происходит формирование профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах;

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций

Модуль содержит 2 МДК:  МДК 03.01 Основы реаниматологии и МДК 03.02 Медицина катастроф.

Умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях,  эффективно оказывать первую медицинскую помощь, в том числе и вне лечебного учреждения  – обязанность любого медицинского работника. В ходе изучения МДК 03.01 Основы реаниматологии учащийся осваивает стандарты действий при неотложных состояниях.

В условиях катастрофы медицинские работники действуют в составе команд, осуществляющих медицинскую помощь населению, поэтому знания организационно-тактических, методических основ  осуществления этой помощи, отработка алгоритмов действий в ситуациях аварий, катастроф, стихийных бедствий  является необходимым условием освоения  специальности.

Профессиональный модуль ПМ 04  Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными предусматривает всестороннюю теоретическую и практическую подготовку специалиста, способного качественно и профессионально выполнить  необходимый уход за больными с учетом индивидуальных особенностей и потребностей пациента.

Модуль направлен на формирование компетенций, необходимых младшей медсестре по уходу в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 060501.01 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Утвержденного Министерством образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. приказом № 570:

ПК.4.1  Эффективно общаться с пациентом и его окружением

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики

ПК 4.3. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода

ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий

ПК 4.5. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала

ПК 4.6.Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения

Модуль включает три междисциплинарных курса:

МДК 4.1.Теория и практика сестринского дела

МДК 4.2. Безопасная больничная среда

МДК 4.3. Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

Освоение данного модуля на первом году обучения – первое прикосновение к выбранной профессии, начало освоения профессиональных навыков, методик и приемов. В ходе освоения модуля предусмотрены учебная и производственная практики.

По окончании обучения медицинская сестра по уходу владеет современными методами, техниками осуществления независимого сестринского ухода с учетом всех потребностей пациентов.